Участница всероссийского конкурса «Директор школы-2013» директор Итатской средней школы Ирина Рудольфовна Литвинова побывала на стажировке.
Сначала изучала опыт Санкт-Петербурга, давшего наибольшее число финалистов конкурса «Директор школы», а затем познакомилась с системой образования Финляндии, традиционно лидирующей по результатам международного тестирования. Основной задачей на первый день стажировки стали образовательные экспедиции «Город как ресурс для директора школы». Стажёры получили возможность познакомиться с лучшими образцами мирового театрального искусства и посетить такие разные музеи как традиционный классический «Русский музей» и сверхсовременный «Гранд Макет Россия». Они не похожи, но объединяют их богатые возможности для директора и учителя обеспечить выполнение новых образовательных стандартов.
Посещение школ началось со специального учреждения № 616 «Динамика». Дети с ограниченными возможностями здоровья могут свободно перемещаться по школе (широкие коридоры, пандусы, отсутствие порогов, лифты и даже специальные тележки для занятия танцами, вертикализаторы). У каждого из детей свои особенности и, самое важное, научить детей видеть проблему и не бояться о ней говорить. В школе есть кабинет Монтессори, дистанционного обучения, гордость школы – музей, кабинеты для физкультуры, массажа и бассейн. И все это доступно для особенных детей. По итогам экскурсии состоялся откровенный разговор об управленческой модели, работе с коллективом (нет текучки кадров, принципы мотивации), о методах работы с родителями особых детей.
Гостеприимно встречали директоров и в школе №13, где также обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Директор Денис Валерьевич Бухаров, победитель всероссийского конкурса «Директор школы-2013» показал все необходимые условия для развития детей, но не это стало главным, а особая теплая и располагающая атмосфера взаимопомощи и взаимной поддержки между детьми разных возрастов и разных возможностей. Для стажёров самым запоминающимся моментом стало знакомство с учителем технологии и его индивидуальным подходом к каждому ребенку. Качество работ из дерева и других материалов, выполненных на самом высоком профессиональном уровне, позволяет их разместить на престижной выставке.
Логичным продолжением совместной деятельности учеников школы и директоров по формированию цветочных композиций и коллажей «Моя мечта» стали импровизированные матчи в настольный теннис с воспитанниками. Как не старались директора, но победить не смогли. Впервые поражение в спорте было таким необидным.
После экскурсии состоялся разговор с Денисом Валерьевичем Бухаровым о его управленческих подходах. Школа гордиться многими примерами преодоления, но самым ярким является победа школьницы на всероссийском чемпионате по стрельбе из лука.
И. Р. Литвинова, посещая школы для детей с ограниченными возможностями сделала для себя несколько выводов: «Стыдно, что малодушно допускали мысли о своих проблемах как «больших и трудно решаемых». Безграничная радость детей, вместо тоски и печали, домашняя атмосфера, какая слаженная работа коллектива! Уникальный учитель технологии от Бога, технология - средство развития детей с ОВЗ, преобладание ручного труда».
Во время пребывания в Санкт-Петербурге состоялись два ярких и продуктивных мастер-класса. Мастер-класс А.И. Ломова был посвящен очень острой теме для каждого директора, нормотворческой деятельности руководителя в соответствии с требованиями нового федерального закона об Образовании в РФ (273 ФЗ 2013 г.). Директор редко имеет возможность изучить нормативную базу, еще меньше времени - для формирования своих школьных «законов». Поэтому опыт системного подхода к решению этой задачи, изложенный в кратком и четком формате трудно переоценить.
Второй мастер-класс Д. Е. Фишбейна по теме «Способы формирования управленческой команды в образовательной организации» заставил задуматься о балансе ролей в команде. Начали с парадоксального вопроса о том, что действительно ли работа команды эффективнее работы одного исполнителя. А через полтора часа завершили бурной дискуссией и желанием срочно протестировать свою команду по системе ПАНИ.
Стажировка в Финляндии позволила познакомиться с системой образования этой страны, провозгласившей главной целью – обеспечение одинаковых возможностей для всех граждан. Вот некоторые мероприятия, проводимые в стране, для достижения этой цели:
-бесплатное образование на всех уровнях (частных школ осталось 4, но и в них есть бесплатные места);
- право каждого учащегося на поддержку во время учебы (в классах кроме учителя, есть координаторы или консультанты. Одни помогают на уроке учителю, другие - подтягивают отстающего ребенка после уроков);
-обучение по коррекционной или компенсаторной программе обычно проводится наряду с общим обучением (инклюзивное образование и в школе и ПТУ);
-особая поддержка языковых меньшинств и иммигрантов (знанию языков и религии отводится первостепенное значение. Позволительно изучать свой родной язык даже если ты один на всю школу. Многие дети, выходя их гимназического класса (10-12 кл) знают до пяти языков);
-непрерывный цикл обучения в течение всей жизни (много школ и курсов для взрослых);
-гарантия качества базируется не на контроле, а на общем руководстве (отсутствие всякого контроля за учителем – учитель всегда прав. Отсутствие методических центров, управления образования, из всей отчетности за год только публичный доклад на сайт и отчет об использовании финансовых средств. Приказы по школе практически не издаются, т. к. на всё есть законы);
-особый подход к начальному профессиональному образованию (учиться в ПТУ престижно!) Учащиеся знакомятся с самым современным оборудованием (станки по 100 тысяч евро), и со второй-третьей недели работают на нем. Уже в 6 классе дети работают со сваркой на уроках труда);
-гибкость общего образования (потенциальные возможности индивидуума необходимо довести до максимума. В отдельных школах у каждого ребенка индивидуальный учебный план, даже если детей более 1000. Гимназические классы, 10-12 можно пройти за 2 года, а можно за 4, ЕГЭ можно сдать за раз, а можно за 2 раза – весной и осенью).
Много внимания уделяется в школах вопросам здоровьесбережения. Так, все перемены дети должны быть на улице, даже если снег или дождь. Основная часть денег идёт на экологически чистые продукты. Дети могут ходить без обуви в течение всего учебного дня, в любой, удобной им одежде. Во всех коридорах мягкая мебель, где дети могут спать между уроками, так как там допустимы «окна» в расписании в 2-3 урока. Много футбольных полей с искусственным покрытием.
Но при всех, безусловно, положительных моментах стажёры высказали единодушное мнение, что «академическое российское образование было, есть и будет самым лучшем. Нам есть над чем работать, и нам есть еще что защищать от далеких от образования реформистов».