На базе информационно-методического центра прошёл семинар повышения квалификации учителей немецкого языка по теме «Обучение письму в старших классах средней школы. Подготовка к заданиям с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ».
Семинар провела заместитель заведующего кафедрой немецкой филологии Кемеровского государственного университета Анна Михайловна Тупикова. Она познакомила педагогов с ключевыми положениями нормативно-правовых и программных материалов, раскрывающих содержательные, структурные и организационные особенности единого государственного экзамена как новой итоговой формы контроля.
А. М. Тупикова подчеркнула, что задания открытого типа с развёрнутыми ответами составляют чрезвычайно важную часть экзаменационной работы, так как именно в этих заданиях проверяются продуктивные умения и навыки. Они значительно увеличивают дифференцирующую способность контрольных измерительных материалов, и тем самым помогают выявить выпускников и абитуриентов, имеющих наиболее высокий уровень языковой подготовки.
Включение подобных заданий в структуру единого государственного экзамена делает совершенно безосновательными высказывания его критиков о возможности получения высоких результатов при механическом выполнении заданий методом случайного угадывания. Раздел «Письмо» ЕГЭ по иностранному языку включает два задания со свободно конструируемым ответом: задание С 1 – личное письмо, и С 2 – развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения.
Оба задания, С 1 и С 2, базируются на тематике общения, составляющей основу школьной программы. Это социально-бытовая сфера (общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми), социально-культурная сфера (досуг молодежи страны изучаемого языка, вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры), учебно-трудовая сфера (современный мир профессий, рынок труда, возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом, новые информационные технологии).
Задание С 1 – это задание базового уровня, и за его выполнение учащийся может максимально получить 6 баллов. Задание С 2 – это задание высокого уровня, и за его выполнение учащийся может максимально получить 14 баллов. Таким образом, раздел «Письмо» в целом оценивается максимально в 20 баллов. Таким образом, удельный вес раздела «Письмо» 25 % от максимального тестового балла (100 баллов).
Эти изменения повышают важность раздела «Письмо» как единственного раздела, содержащего задания со свободно конструируемым ответом, и повышают ответственность экспертов-экзаменаторов, которым предстоит оценивать выполнение экзаменуемыми этих заданий.