Сегодня одна из самых важных проблем социума – это экстремизм в подростковой среде.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни.
Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов. (Маргинал, маргинальный человек (от латинского margo – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и так далее). В этом случае поведение молодых людей не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и другое).
Большую роль в осознании самого себя, подросткам помогает изучение школьных предметов, таких как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществознание, литература, история, которые помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Эти дисциплины способствуют формированию у молодёжи патриотизма, гражданственности, толерантности, ответственности за жизнь своей страны, сохранность её духовного и культурного наследия, а также способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера. Ребята учатся самостоятельно выбирать свою позицию, принимать решения, осознавая их последствия, готовятся к осуществлению своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
Сегодня основной задачей остаётся достойное воспитание подрастающего поколения с чувством гражданского воспитания с формированием правовых знаний и правил поведения в социуме.