Трудно найти более ответственную, сложную, открытую, искреннюю, добрую, эмоциональную, творческую профессию, чем профессия – педагог, учитель. В данной профессии не должно и не может быть случайных людей. Эта профессия предъявляет к личности очень высокие требования. Представителей данной профессии характеризуют такие качества личности как честность, отзывчивостью, порядочность, справедливость, чувством юмора, целеустремленность и многие другие. В МБОУ «Нововосточная СОШ» учителя и ученики попробовали в дискуссии изучить представление учителей, учеников об образе учителя в современной школе. В диспуте приняли участие учителя и учащиеся 9-11 классов.
Казалось бы, роль учителя ясная, определенная, однозначная. Но посмотрите, сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных. Раскрывает учителя с другой стороны, о которой мы порой просто забываем, или не задумываемся. Вряд ли найдется профессия, где бы приходилось совмещать столько ролей сразу. По мнению учеников учитель – это просветитель, руководитель, оратор, врач, психотерапевт, утешитель, ученый, исследователь, наблюдатель, проповедник, рассказчик, артист, критик, судья, кумир, любимый человек, друг, товарищ, опекун, воспитатель, наставник, нянька, организатор, лидер, информатор, консультант, инструктор, эксперт, тренер.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидание ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей.