Состоялись депутатские слушания на тему: «Реализация Закона Кемеровской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» на территории Тяжинского муниципального района». На депутатские слушания были приглашены депутаты Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района, руководители государственных учреждений, представители правоохранительных органов, главы городских и сельских поселений, руководители сельхозпредприятий, предприниматели и физические лица, занимающиеся заготовкой древесины в Тяжинском районе. Председатель Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района Ирина Николаевна Черницова отметила, что Лесное законодательство РФ и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах: 1) устойчивого управление лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; 2) сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3) использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 4) обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; 5) воспроизводства лесов, улучшение их качества, а также повышения продуктивности лесов; 6) обеспечения охраны и защиты лесов; 7) участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; 8) использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; 9) подразделения лесов на виды по целевому назначению и установления категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; 10) недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; 11) платности использования лесов. Лесное законодательство состоит из Лесного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством РФ, регулирующим лесные отношения в Кемеровской области 30 июня 2007 года был принят закон № 87-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», Закон Кемеровской области от 30 июня 2007 года № 87-ОЗ (редакция от 2 апреля 2012 года) «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 20 июня 2007 года). Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 28 декабря 2007 года № 372 утвердила порядок заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 декабря 2007 года № 372 (редакция от 26 сентября 2012 года) «Об утверждении порядка заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд». 27 ноября 2013 года в городе Мариинске прошло выездное заседание комитета по вопросу о реализации основных положений Закона Кемеровской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». По его результатам комитет по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов Кемеровской области рекомендовал провести мероприятия по мониторингу правоприменения этого Закона Кемеровской области и внести в комитет предложения по изменению лесного законодательства. Также рекомендовано пропагандировать среди населения бережное и рациональное использование лесных ресурсов. Нужно способствовать привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства для лесозаготовительных работ и переработки заготовленной древесины в рамках государственно-частного партнерства. Депутатские слушания по данному вопросу актуальны. Нам необходимо обсудить не только проблемы в реализации прав юридических лиц, предпринимателей и граждан в области лесопользования, лесозаготовок, но и поставить задачу перед населением района о сохранности лесов. Лозунги «Лес наше богатство» и «Берегите лес» как никогда актуальны. С докладом «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Тяжинском районе» выступила главный лесничий, начальник территориального отдела по Тяжинскому лесничеству Валентина Александровна Чеберякова. Старший инспектор Итатского участкового лесничества Леонид Альбинович Хвидзевич в своём выступлении остановился на проблемах, возникающих в лесничествах района при реализации закона. Индивидуальный предприниматель Михаил Тимофеевич Кудринский выступил с докладом «О работе по восстановлению и охране лесов». О реализации основных положений Закона Кемеровской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» в Тяжинском районе рассказала заместитель главы Тяжинского муниципального района по экономике Татьяна Геннадьевна Наполова. Также на депутатских слушаниях выступили старший инспектор Даниловского участкового лесничества Вячеслав Вениаминович Савченко, индивидуальный предприниматель Геннадий Васильевич Черкасов, начальник Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» по восточной электрической сети Тяжинский РЭС Юрий Васильевич Махнев, глава Тяжинского городского поселения Александр Николаевич Чайка, глава Итатского городского поселения Евгений Юрьевич Конопелькин, глава Нововосточного сельского поселения Юрий Алексеевич Акимов, глава Листвянского сельского поселения Татьяна Давыдовна Захаренко, глава Кубитетского сельского поселения Людмила Ивановна Кандакова, глава Новопокровского сельского поселения Михаил Валентинович Качесов. По итогам депутатских слушаний по вопросу о реализации областного закона № 87-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» на территории Тяжинского района было отмечено: 1. С 1 января 2007 года вступил в действие новый Лесной кодекс РФ. Он содержит важные новые положения, регулирующие лесные отношения. Значительная часть полномочий по управлению лесными ресурсами передана субъектам Российской Федерации. Согласно требованию Лесного кодекса на областном уровне принят закон Кемеровской области № 87-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» и ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере управления лесными ресурсами. Понятие «лесхозы» в новом Лесном кодексе отсутствует. Согласно статье 11 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ лесхозы до 1 января 2008 года преобразованы. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по Лесному кодексу являются лесничества и лесопарки. 2. В связи с недостаточным федеральным финансированием, а также в рамках разделения хозяйственных и управленческих функций, было произведено существенное сокращение количества лесничеств и их сотрудников. Так, с 2008 года Тяжинский лесхоз реорганизован в Тяжинское лесничество и сокращение кадров привело к тому, что до 2008 года в лесхозе работало 118 человек, а на 1 декабря 2013 года осталось 16 специалистов. На основании пункта 6 части 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ с 1 января 2007 года полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на территории Тяжинского района переданы территориальному отделу по Тяжинскому району. Общее количество должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории района, составляет 7 человек (начальник территориального отдела, главный специалист и 5 инспекторов). По информации, представленной начальником территориального отдела по Тяжинскому району (Чеберякова В. А.) по состоянию на 1декабря 2013 года, проведено более 200 мероприятий государственного контроля по выявлению незаконных рубок лесных насаждений и выявлено 13 нарушителей лесного законодательства. Направлено 4 дела в органы полиции, по ним возбуждено одно уголовное дело и привлечен к уголовной ответственности один человек. Предъявлен один иск о возмещении ущерба на сумму 90155 рублей. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора» государственными лесными инспекторами Тяжинского района рассмотрено 13 административных дел и привлечено к административной ответственности 13 физических лиц на общую сумму 139 тысяч рублей, возмещено ущерба на 56 тысяч рублей. 4. Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает введение новой формы собственности на леса - муниципальной собственности. Муниципальные образования как собственники лесных участков наделены Лесным кодексом РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков и др. (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 84 ЛК РФ). Круг полномочий достаточно широк, но использовать их могут только собственники лесных участков, каковыми органы местного самоуправления могут являться только после установления и оформления права собственности на землю. А поскольку эти права в настоящее время не оформлены, то и принять какое-либо действенное участие в вопросах лесопользования органы местного самоуправления не имеют оснований. 5. Новым Лесным кодексом РФ на арендаторов лесных участков возложена ответственность за охрану переданного им в аренду леса от самовольных порубок. Арендаторы заинтересованы сохранять лесные массивы от незаконных рубок и уже приступили к этой работе. 6. Изменение лесного законодательства отменило действовавший ранее порядок выделения древесины гражданам для собственных нужд, при котором органы местного самоуправления района принимали непосредственное участие в обеспечении населения древесиной, начиная от определения потребности, формирования лесосечных фондов, выдачи разрешительных документов и вплоть до формирования базы данных о полученной древесине. Сейчас же функции органов местного самоуправления ограничены выдачей справок о периодичности выделения древесины и наличии печного отопления в домах. Интересы лесопользователей, проживающих на территории района, оказываются все более ущемленными. Это и сельхозорганизации, которые не всегда могут конкурировать на лесных аукционах и приобретать качественные и удобно расположенные участки лесофонда и, конечно, население, особенно в условиях, когда доведенные фонды значительно ниже потребности, а выделяемые участки некачественны по составу древесины или удалены от мест проживания. В некоторых сёлах обострилась ситуация с заготовкой дров, особенно, где отсутствуют лесозаготовители как деловой, так и дровяной древесины. Частные предприниматели, которые могли бы этим заняться, неконкурентоспособны на аукционах. 7. Стала особенно актуальной проблема незаконной заготовки и оборота древесины. Основное количество незаконных порубок леса совершается в наиболее доступных и качественных участках леса, вокруг населенных пунктов в непосредственной близости от транспортных путей. С учетом состоявшегося обсуждения участники депутатских слушаний решили рекомендовать: 1. Начальнику территориального отдела по Тяжинскому лесничеству Главному лесничему: - усилить государственный лесной контроль со стороны должностных лиц территориального отдела по Тяжинскому району; - организовать проведение регулярных совместных рейдов работников лесной охраны и сотрудников отдела МВД России по Тяжинскому району по выявлению фактов незаконного провоза лесоматериалов; - наладить сотрудничество лесничеств с органами внутренних дел сопредельных районов по выявлению и пресечению преступлений в сфере лесопользования; - обеспечить выделение населению качественных по составу древесины участков наименее удаленных от мест проживания; - обеспечить контроль за очисткой полос отвода после рубок под линиями электропередач, вдоль автомобильных дорог и железной дороги, расположенных в границах Тяжинского муниципального района. 2. Главе администрации Тяжинского муниципального района: - в целях обеспечения взаимодействия администрации Тяжинского муниципального района, территориального отдела по Тяжинскому лесничеству, органов местного самоуправления Тяжинского муниципального района, организаций независимо от организационно-правовых форм рекомендовать создать рабочую группу при администрации Тяжинского муниципального района по контролю за рациональным использованием лесных ресурсов и целевым использованием лесосечного фонда под руководством заместителя главы района по экономике Наполовой Т. Г. В состав комиссии войдут (по согласованию) представители отдела МВД России по Тяжинскому району, прокуратуры, налоговой службы, начальник территориального отдела по Тяжинскому лесничеству, главный лесничий, представители от глав поселений района, представители предпринимателей района, депутатов; - организовать действие «горячей линии», определить номер телефона, на который каждый гражданин может сообщить о факте незаконной порубки; - продолжить работу по оформлению в собственность земли. 3. Совету народных депутатов Тяжинского муниципального района: - направить в Совет народных депутатов Кемеровской области следующие предложения: 1) отнести к исключительным, случаи заключения договора купли-продажи лесных насаждений для государственных и муниципальных нужд по результатам проведения конкурса; 2) в целях обеспечения контроля за использованием лесного фонда необходимо укреплять кадрами лесничества; 3) законодательно установить, что работы на делянках могут проводиться только после согласования и заключения договора на восстановление дорог с главами поселений, обязать хозяйствующие субъекты согласовывать маршруты вывозки древесины с главами поселений, закрывать делянки при условии отсутствия претензий по дорогам у глав сельских поселений; 4) выделять ежегодно квоты на заготовку древесины для сельхозпроизводителей; 5) провести лесоустроительные работы на территории бывшего Тяжинского межхозяйственного лесхоза. 4. Главам поселений: - проводить с населением разъяснительную работу по соблюдению лесного законодательства, проводя беседы, выступая на сходах граждан и используя для этого средства массовой информации; - обеспечить контроль целевого использования древесины населением, выписанной на ремонт и реконструкцию жилого дома и реконструкцию иных строений; - главам Тяжинского и Итатского городских поселений подготовить и принять нормативные правовые акты по исполнению муниципальной услуги «Осуществление муниципального лесного контроля на территории городского поселения». 5. Отделу МВД России по Тяжинскому району: - принять меры к выявлению и увеличению раскрываемости преступлений, связанных с нарушением лесного законодательства; - обеспечить контроль за действиями сотрудников отдела МВД России по Тяжинскому району при выявлении ими и расследовании преступлений, связанных с нарушением лесного законодательства; - продолжить проведение регулярных совместных рейдов сотрудников отдела МВД России по Тяжинскому району и работников лесной охраны по выявлению фактов незаконного провоза лесоматериалов. 6. Руководителям сельскохозяйственных предприятий: - обеспечить сохранность лесных массивов Тяжинского муниципального района, расположенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Решение депутатских слушаний будет опубликовано в районной газете «Призыв» и размещено на официальном сайте администрации Тяжинского муниципального района на странице Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района.