15 ноября 2013 года вступил в силу закон, категорически запрещающий какую-либо рекламу табачных изделий и устанавливающий штрафы за курение в неположенных местах. Федеральный закон Российской Федерации от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» Эксперты рассчитывают, что теперь в стране начнет исполняться «антитабачный закон», вступивший в силу летом. И потребление табака снизится. Штрафы будут взиматься по общей системе. Цена вопроса - от 500 до 1,5 тысячи рублей за курение в неположенных местах и от 2 до 3 тысяч рублей, если "неположенным местом" окажется детская площадка. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака карается штрафом от 1 до 2 тысяч рублей. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака родителями карается штрафом от 2 до 3 тысяч рублей. Продажа табака несовершеннолетним «обойдётся» физическому лицу в 3 – 5 тысяч рублей, должностному лицу в 30 – 50 тысяч рублей, организации – в 100 – 150 тысяч рублей. При этом не имеет значения, есть ли у человека с собой деньги, чтобы заплатить за незаконное курение, или нет, есть ли у него документы. В конце концов, полиция имеет право и задержать нарушителя до выяснения личности. Так же, как и при выявлении любого другого нарушения, выписывается протокол с копией, штраф оплачивается в бюджет. Следить за выполнением закона будут полиция, администрации метро и вокзалов. А работодателей контролировать будут: Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор. Что касается действий работодателя по созданию благоприятной среды и соблюдению закона, то в соответствии с Трудовым кодексом возможна дисциплинарная ответственность. Работодатель может издать приказ о запрете курения на своей территории, затем, как это происходит и за другие нарушения, выносятся предупреждения, выговоры и так далее, вплоть до увольнения. Стоит отметить, что для работодателей, не обеспечивающих соблюдение антитабачного закона, тоже предусмотрены штрафы. Так, за неустановление знака о запрете курения индивидуальным предпринимателям и должностным лицам придется заплатить от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, юридическим лицам - от 30 тысяч до 60 тысяч. А если проверки еще и курильщиков на работе выявят, штрафы вырастут соответственно до 30-40 тысяч рублей и 60-90 тысяч. Кстати, ведомства имеют право штрафовать не только работодателей, но и самих курильщиков. Будут наказываться работодатели и в случае установки курилок, не соответствующих требованиям (которые разработает минздрав). Юридические лица заплатят за это от 50 тысяч до 80 тысяч рублей. Государство, как видим, шаг за шагом пытается исправлять ситуацию и сократить число курящих. Курящие люди должны будут постепенно выпадать из поля зрения некурящих, так как теперь уже запрещено курить в закрытых помещениях, на вокзалах, в аэропортах, портах, возле входа в метро и вокзалы, на детских площадках, в учреждениях культуры, образования и спорта (в том числе на стадионах). Курилки в закрытых помещениях тоже запрещены. Их можно делать только на открытом воздухе или в отдельно стоящих помещениях. С 1 июня следующего года это будет запрещено также в барах и ресторанах, поездах дальнего следования, на перронах, в общежитиях и гостиницах. Также следующим летом закончится открытая выкладка табачной продукции в магазинах и торговля ими в киосках (которые чаще всего нарушали законодательство, продавая сигареты несовершеннолетним). Что касается рекламы, то она запрещена, в том числе и в точках продаж. Вне закона и спонсорство табачных кампаний. Справка Пока в России курят 39,1 процента населения или 43,9 миллиона человек. Любят подымить 60,7 процента мужчин и каждая пятая женщина. 86 процентов курильщиков стали таковыми в возрасте до 20 лет, 16,6 процента - до 15 лет. Основная «заслуга» вовлечения людей в курение - рекламы, имевшей до вчерашнего дня широкое распространение в России и ориентированной преимущественно на молодежь, причем, зачастую именно на девушек. Кроме того, свою роль сыграли шаговая и ценовая доступность, широкий ассортимент, маркетинговые уловки, формирующие у молодых людей сознание, что «успешным» или «гламурным» можно быть только с сигаретой во рту, особенно, если она имеет «сладкий и знакомый с детства вкус» (например, клубники, мяты, ванили). Источник: «Российская газета» 15.11.2013 г.